Памятка для пятиклассников 22.12.2020

Памятка для пятиклассников

Уважаемые ученики и ученицы пятого класса!

Начальная школа осталась позади. Всё там было знакомо, известен каждый уголок своего класса, этажа, понятно, что можно ожидать от одноклассников и учителей. Ребята из первого, и второго, и третьего класса последний год смотрели на тебя, как на самого опытного и старшего.

С сентября многое изменилось. В царстве средней школы ты – младший. Ребята из других классов в большинстве своём незнакомые и старшие. Одноклассники тоже почти все новые, а прежние тоже изменились, пришли после летних месяцев другими. А ещё разные кабинеты, и в них преподают учителя, все новые и неизвестные, и у каждого свой стиль рассказа, свои требования к ответу, к оформлению работы, к поведению на уроках и на перемене.

Когда в жизни происходит столько изменений, человеку предстоит пережить период адаптации. Это слово переводится с латинского языка как приспособление. Знать об этом нужно потому, что во время адаптации может происходить следующее:

  • адаптация рано или поздно кончается. Неизвестное становится знакомым. Пока этого не произошло, дай себе время на то, чтобы привыкнуть к другой ситуации, к другим людям и их требованиям. Очень хочется, чтобы новые учителя сразу оценили твои способности и чтобы отметки сразу были хорошие и отличные, но мы помним, что «Москва не сразу строилась». Когда слушаешь и слышишь, когда не опускаешь рук при неудаче, а работаешь – результат будет обязательно. К середине учебного года большинство пятиклассников чувствует себя в коридорах средней школы, как рыба в воде. (Только постарайтесь плавать на переменах, не слишком разгоняясь, а то можно сшибить тех, кто попадется на пути, да и щуки-старшеклассники очень не любят, когда на них налетают с разгона).
  • В привычной обстановке мы чувствуем себя спокойнее. В новых обстоятельствах у разных людей возникают разные чувства, у некоторых - волнение или тревога. Если они пришли, то к ним надо отнестись внимательно. Каждое чувство говорит о чём–то важном. Волнение предупреждает: «Ты в новой, неизвестной ситуации. Соберись, прояви внимание! Терпение и трудности будут преодолены». Те, кто слышит это обращение и следует советам, добиваются хорошего результата. Но если отмахнуться от рекомендаций или, наоборот, слишком много переживать, то вместо пользы будет один вред: тревога заберёт силы, нужные для дела. Учись быть мудрым хозяином своих чувств!
  • Пока ты привыкаешь к новым людям, они присматриваются к тебе и тоже делают свои выводы. К концу периода адаптации обычно человек приобретает определенную репутацию. Слово это переводится с латинского языка как счёт, счисление. Все наши поступки: толковые ответы и не очень, улыбки или хмурые лица, которыми мы встречаем одноклассников, поведение слишком активное или, наоборот, желание спрятаться, быть в тени, злая издёвка или добрая шутка – все это как бы считается и мысленно взвешивается окружающими людьми. Через некоторое время создается репутация. Д.Н. Ушаков в «Большом толковом словаре современного русского языка» даёт такое объяснение: «Репутация - составившееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-нибудь или чего-нибудь». (Д.Н. Ушаков. «Большой толковый словарь современного русского языка». ООО «Буколика» 2008 с. 908.)

Стоит помнить: сначала человек работает на репутацию, а потом она работает на человека. Применительно к учёбе это означает, что сначала ученик создает себе репутацию серьёзного, добросовестного умного работника или человека ленивого и нерадивого, а потом к нему так и начинают относиться.

Представь себе, что у пятиклассника, который всегда готовил домашние задания, внимательно слушал объяснения нового материала, поднимал руку на уроках, когда задавал вопрос, обстоятельства сложились так, что в один из дней он был вынужден заниматься чем-то очень важным и не смог выполнить домашнее задание. Перед уроком он об этом сообщает учителю. Учитель в этом случае скорее всего скажет: «Ничего страшного, завтра все покажешь».

Представь и другую ситуацию. Человек заработал себе репутацию лодыря и бездельника: он не готовил домашних заданий совсем или делал только часть их. Тетради на проверку забывал сдавать, на уроках часто отвлекался и даже не мог повторить вопроса, когда его вызывали. В один из дней он тоже не смог выполнить задание по какой-нибудь действительно уважительной причине. Однако, если он перед уроком подойдёт, чтобы сказать об этом учителю, то последний, скорее всего, не поверит на слово, потребует подтверждения – слишком часто до этого ученик ничего не делал без уважительных причин и лимит доверия оказался исчерпан.

Репутация создается достаточно быстро (два-три месяца), а чтобы изменить ее, иногда требуется гораздо больше времени. Пока новые учителя о тебе ничего не знают, а одноклассники тоже присматриваются, есть возможность создать ту репутацию, какую хочешь. Помни, что наши поступки ценятся другими больше, чем слова, а обещание мало чего стоит, если не подкреплено делом. Совершай поступки!

Другим твоим одноклассникам так же непривычно, как тебе.Учиться без трудностей невозможно, ведь учёба – это путь от ошибок к безошибочным действиям, но пока этот путь проходишь, без работы над ошибками не обойтись. Это понимают многие, но на ошибки реагируют по-разному. Бывает очень обидно, когда над человеком, допустившим промах, начинают смеяться и даже издеваться. Наоборот, к тому, кто может поддержать в трудную минуту, испытывают добрые чувства, с ним хотят дружить. Поддержкой может стать доброе слово, улыбка, приглашение вместе поиграть на перемене или после уроков, и готовность объяснить то, что непонятно. Учись принимать поддержку и старайся помогать своим одноклассникам!

Удачи вам! Хорошей учёбы и добрых друзей!