Психологическая консультация 19.01.2015

Подробнее о консультациях

Подробнее о консультациях

Психологи гимназии проводят самые разные консультации. Попробуем их описать.

По типу запроса консультации проводятся:

  • По результатам группового тестирования. За предыдущий учебный год подобные консультации получили 132 гимназиста и 73 родителя. На каждой встрече психолог рассказывала, что и как проверяет выбранный тест, знакомила с полученными результатами и комментировала их. Каждый получал рекомендации о том, каким образом использовать сильные стороны, выявленные при тестировании, и как работать над устранением проблемы. Также по результатам тестирования было проведено 4 родительских собрания, на которых сообщалось об особенностях учебной мотивации и о том, как помочь ребёнку сформировать навык анализа учебных задач.
  • По трудностям в обучении. Во время каждого дня открытых дверей психолог принимает от 8 до 11 родителей. 2/3 проблем, которые они хотят обсудить, относятся к этой теме. Эти же вопросы поднимают гимназисты и родители на индивидуальных консультациях. Основная особенность данной работы заключается в том, что первичный запрос, с которым приходят, не отражает истинной причины трудности. Родители чаще всего говорят: «Может, но не хочет» и причину видят в отсутствии желания, а подростки формулируют по-другому: «Лень всё делать». Между тем, за «ленью» очень редко стоит действительное нежелание делать что-либо, чаще это связано с непониманием, с отсутствием навыка, со страхом допустить ошибку или оказаться неуспешным, с неуверенностью в себе и с целым рядом других проблем.
  • По эмоционально-поведенческим проблемам (тревожность, страх, демонстративное поведение). Некоторые из подобных проблем снимаются благодаря профилактической работе психолога с вновь поступающими в пятый и в восьмой классы подростками и специально организованному психологическому сопровождению пятиклассников в период адаптации. Однако из-за духа конкуренции, который неизбежен в гимназии, целому ряду ребят трудно признать наличие трудностей такого рода. Обычно они приходят после того, как психолог проводит групповое занятие в классе на любую тему. По поведенческим проблемам чаще обращаются учителя. Они спрашивают, как реагировать на те или иные действия некоторых подростков.
  • По проблеме детско-родительских отношений. Семья часто переживает серьёзные изменения: рождение ещё одного ребёнка, ссоры родителей, переезд, конфликт с подростком, — всё это накладывает свой отпечаток на состояние ребёнка. Кроме традиционно применяемых в гимназии приёмов работы впервые в прошлом году с тремя семьями проводились совместные занятия с мамой и ребёнком. Показанием к этому становилось то, что эмоциональное состояние взрослого передавалось ребёнку и формировало у него неуверенность, страхи, тревогу. Работать с одним гимназистом в этой ситуации было нецелесообразно, так как эффект оказывался кратковременным. Работа завершалась тогда, когда все стороны признавали, что проблема решена.
  • По профессиональному самоопределению. Большинство гимназистов выбирает профессию, как увлечение, основываясь только на интересе, а он, как известно, может меняться. Для выбора будущей специальности нужно учитывать целый ряд других факторов, о которых и идёт речь при встрече.

По количеству встреч консультирование бывает кратковременным и долговременным. В зависимости от глубины проблемы проводится от 1—2 до 10 консультаций.

По методам работы консультации бывают:

  • бихевиорально направленные
  • экзистенциально
  • психоанализ
  • символ-драма, психодрама