Что носится в воздухе школы со здоровым нравственным духом? Смех, радость, вдохновение... Это первый чисто внешний показатель здоровья коллектива. Я понимаю в данном случае такую школу как общину, как идеальную ее модель. Общинный дух, русская соборность, коллективизм, лежащие в основе русского менталитета, дают возможность выстроить такой ДОМ.
Разумеется, в его созидании очень важна роль учителя как главного исполнителя образовательного процесса. Ведь что такое образование? На этот вопрос хорошо ответил А.С.Пушкин:
Куницыну - дань сердца и вина,
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.
Вспомним, что Куницын - любимый лицейский учитель Пушкина, как, впрочем, и других лицеистов. Из приведенных выше пушкинских строк очевидно, что цель образования - создание человека. При рождении человек создается как биологическая особь. А потом долгие годы идет его создание как человека - наполнение тем интеллектуальным и нравственным содержанием, которое делает его человеком. Воспитывает, говоря словами Пушкина, его пламень, готовность служению Родине, закладывает краеугольный камень его взглядов на мир. И это во многом зависит от того, какой рядом с растущим человеком окажется учитель, насколько он понимает те цели и задачи, которые стоят перед ним, и умеет их решать.
Я часто думаю о нашей удивительной, может быть, в чем-то сомнительной, не во всем понятной, непохожей на другие профессии. Мне подчас кажется, что это даже не профессия в том смысле, который мы вкладываем в это слово! Это, может быть, скорее особое состояние ума и особенно души, свойственное хорошему педагогу, без которого вырастить ребенка, подростка невозможно. Такое состояние складывается постепенно, с профессиональным опытом, который его обогащает, превращая в большого, тонкого педагога.
И все-таки учительская профессия чуточку странная. В самом деле, можно легко понять смысл любой профессии: металлург производит металл, шахтер - уголь, хлебороб - зерно... Что же производит учитель? Он производит будущее. И смысл его труда, его суть можно сформулировать просто: вырастить честного, порядочного человека, вооружить его знаниями и научить, как жить среди других людей. Этот человек, каким его вырастил учитель, и будет жить в будущем. В этом красота и благородство нашей удивительной профессии.
На какой же высоте должен быть сам учитель, чтобы вырастить человека будущего? Ведь он же сам во многом должен быть таким, каким он хочет видеть в том далеком будущем своего ученика. Прав был замечательный педагог и публицист Симон Соловейчик, сказав когда-то замечательную фразу: «Молодой человек, подающий заявление в педагогический вуз, в сущности берет на себя обязательство стать идеальным человеком!»
И как это ни выглядит романтично - это правда. Ведь ребята, которых он потом будет учить, не виноваты в том, что им не досталось лучшего учителя. Следовательно, таким учителем должен быть он.
Эта однажды принятая на себя роль идеального человека с годами, если только учитель постоянно работает над собой, может стать его сущностью. Разумеется, идеальным стать невозможно, но приблизиться к этому вполне реально. Так обыкновенный человек превращается в необыкновенного - в учителя. Такой учитель, чтобы выглядеть перед учеником безупречно, должен быть всегда повернутым к нему своей лучшей стороной, обладать мягким нравом, хорошим характером, ибо хороший характер - это не что иное, как умение скрывать свои недостатки.
Настоящий большой учитель - это тот, кто рассматривает свою работу в школе как служение, а свою роль в ней как некую миссию. Это не только тот, кто может дать прекрасный урок, передавая знания детям и формируя на их основе интеллектуальные умения. При всей ценности знаний он отлично понимает, что основная идея образования - в спасении ребенка, то есть в вооружении его не только интеллектуальным, но, что важнее, неким нравственным опытом, который даст ему с достоинством выстоять в этом огромном, бушующем и, по выражению А.Платонова, яростном и подчас непредсказуемом море жизни. Это человек, который указывает путь, открывает дорогу, притом каждому свою, ибо все дети разные. Он помогает ребенку, подростку стать самим собой, иначе говоря, раскрыть все то лучшее, чем одарила его природа. Он учит его правилам жизни, помогает преодолеть нравственную безграмотность, формирует те умения, которые помогут ему жить среди людей. Вот такой учитель, который каждое свое слово, каждый поступок взвешивает на весах своей совести, ставит тот краеугольный камень, о котором писал А.С.Пушкин, такой учитель и нужен тому общинному дому, о котором говорилось выше!
И еще важно понять вот что. Каждый человек рождается Фаустом, чтобы все объять, все испытать, все выразить. Но далеко не каждый человек ставит перед собой такие цели на заре своей жизни. И причина тут очевидна. В молодости человек полагает, что жизнь, которую ему предстоит прожить, долгая и длинная, все успеется. Такое ощущение мешает ему по-настоящему ценить каждый прожитый день, наполняя его интересным и богатым содержанием. А в жизни важен не только день, но прожитый ее миг. Как заметил когда-то Гете, этот миг - дар, отпущенный тебе природой. Он пришел из вечности и в вечность навсегда уйдет. Постарайся же его прожить как можно полнее. Вот это как раз и поможет тебе в твоей жизни многое объять и испытать. И еще важно в этом долгом жизненном пути суметь выразить себя как личность со всем присущим ей богатством и неповторимостью.
Непростая задача. Главное в ее решении - суметь найти свое призвание. Но призвание (от слова «зов») - это одна из тайн жизни любого человека, это твой внутренний голос, который непременно надо услышать. А услышать его бывает трудно. Это как потайная дверь, которую ты долго искал, наконец нашел, открыл, а там воздух, солнце, высокое небо над головой, запах, звуки. Ты нашел свое призвание! Но как найти эту дверь? Тут как раз важен тот учитель, который поможет подростку услышать свой внутренний голос. А это важно для него в его личном самоутверждении. Ведь самоутверждение - это поиск и реализация своего пути в мире, своих ценностей и смысла существования в каждый момент времени. Это очень важно для подростка, для понимания им самого себя как личности, открытия собственной неповторимости и уникальности.
Все это требует от подростка целеустремленности, ибо человек с целью, даже если он идет к ней медленно, движется быстрее и достигает бoльшего, чем человек без цели. Вот зачем человеку стремления. Они обогащают нашу жизнь, делают ее разнообразной, плодотворной, полезной для других.
Задача настоящего, большого учителя и состоит в том, чтобы помочь подростку определить свои жизненные цели, ибо от них во многом зависит смысл той жизни, которую ему предстоит прожить.
Итак, кто же такие учителя в школе?
Это люди, которые делают других людей после родителей и вместе с ними.

Юрий ЗАВЕЛЬСКИЙ,
директор Московской гимназии на Юго-Западе №1543, народный учитель России


Опубликовано: «УГ Москва», №43 от 25 октября 2016 года