Финалист конкурса "Учитель года Москвы-2016"
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Западный административный округ

Речь Ю. В. Завельского на 25-летии Гимназии

Ноябрь 2000

Дорогие друзья!

Хочу сказать честно, я никогда не думал, что доработаю до этого дня. И я никогда не думал, что 25 лет так быстро пролетят. Как единый миг. Ведь всё начиналось с простого! С чего начиналась гимназия? Сказать вам? 

Пятого января 1975 года я прибежал на пустырь, на то место, где теперь стоит наша гимназия – бывшая школа № 43. Там уже стоял экскаватор. Мне нужно было, чтобы этот экскаватор не начал работать до моего прихода. Почему? Я взял бутылку шампанского (оставил её ещё с Нового года) и попросил экскаваторщика, чтобы первым ковшом, которым он зачерпнёт землю, он разбил эту бутылку шампанского. На счастье. Не на моё счастье, нет. На счастье всех тех людей, которые вот в этом доме будут потом работать и учиться. Экскаваторщик посмотрел на меня как-то странно и сказал: «Как разбить бутылку шампанского? Что ты, с ума сошёл?! Давай ее сейчас с тобой в этой кабине разопьем – и все, и будет счастье!». Он это сказал, конечно, в другой лексике. Я не умею так.

Но я его всё-таки убедил, что это нужно сделать. Рассказал ему, как спускают новые пароходы в доках. Я ему долго рассказывал, наконец, он в этом убедился. И я ему говорю – «в знак того, что ты это понял, и в знак того, что ты мне даешь возможность эту бутылку шампанского разбить, я куплю тебе вторую бутылку шампанского. Обязательно! Вот сегодня к вечеру я ее принесу». И на моих глазах, эта бутылочка шампанского, привязанная к ковшу экскаватора, была разбита. 

А потом я побежал в центр. Мне надо было купить вторую бутылку – я не мог его подвести! Понимаете, потому что он должен был работать долго, и я понял, что если не принесу ему бутылку шампанского, он не сможет работать. Но найти вторую бутылку шампанского было практически невозможно - это был 75-ый год. Тем более, после Нового Года. Я оббежал все магазины в центре и ничего не нашел! Тогда мне посоветовали подойти в ресторан и в буфете купить эту бутылку. Я пошёл в ресторан «Москва» и попросил в буфете бутылку шампанского. Но мне сказали, «а мы на вынос алкоголь не продаем». И тогда я пошёл к директору ресторана и сказал ему следующее. Вы сейчас будете улыбаться. Я ему сказал – «Вы знаете, есть тяжелобольной. Ему нужно срочно шампанское! Почему я это сказал, и какие болезни лечат шампанским – я понять не могу, но, вы знаете, этот абсурд - он на него подействовал, и мне дали эту бутылку. Я прибежал на строительную площадку, и мы ее распили. Вот с этих двух бутылок шампанского и началась школа № 43 Гагаринского района, а теперь гимназия № 1543. 

Честно сказать, тогда, в 75-ом году, когда мне было всего ещё 48 лет (с высоты моего теперешнего возраста это кажется вообще – молодость), мне казалось, что я проработаю до пенсии, до 60-ти лет. За 12 лет можно многое сделать. Но вот наступило 60-летие, я отметил свой юбилей, и мне сказали мои знакомые, друзья, что сейчас уходить неловко, неприлично даже, тем более мужчине. Надо работать до 65-ти. И я проработал до 65-ти. Когда мне исполнилось 65, мне сказали – «ну что же – осталось пять лет до 70-ти». Я доработал до 70. Когда исполнилось 70, мне сказали – «через три года будет юбилей гимназии. 25 лет!» Вот так я и работаю – от юбилея до юбилея.

Теперь я с нетерпением жду 75-летия. Что будет дальше, теперь уже прогнозировать боюсь. Но, во всяком случае, пока я в здравом уме, в хорошей рабочей форме, я работаю. 

Какую школу, когда мне поручили её создавать, я собирался сделать? Сейчас я вам скажу. Как я себе представляю вообще идеал школы, если сказать о нём в двух словах? Школа должна обладать, с моей точки зрения, двумя качествами. Во-первых, она должна давать хорошее образование. Безусловно. Потому что мама и папа, которые ведут своего ребенка в первый или какой-то другой класс, в первую очередь преследуют эту цель. И второе качество: в школе должно быть как можно меньше казёнщины. Ликвидировать казёнщину полностью в школе, где учатся пятьсот человек детей, а то, иногда, и больше - невозможно. Но снизить ее удельный вес можно. И я к этому стремился. Удалось ли мне с коллективом учителей это сделать? Трудно сказать. Думаю, что отчасти. 

Я видел сегодня, когда пришёл сюда, много дорогих мне и знакомых лиц: учителей, которые в разные годы работали рядом со мной, мне помогали, были моей опорой. Я им очень и очень благодарен. Я встретил много ребят, которые в разные годы оканчивали нашу гимназию. Особенно хорошо помню первые выпуски. Как сейчас помню всех наизусть, по фамилиям, по именам. 76-ой, 77-ой, 78-ой - все эти годы хорошо помню. 

Я, конечно, прекрасно понимаю, что любой человек в первую очередь делает себя сам. Сам себя делает человек, преодолевая самого себя и преодолевая сопротивление среды. Но. Хорошая школа создаёт условия, которые дают человеку эту энергию преодоления. Это очень важно. Я не знаю, как сложится судьба нашей гимназии в будущем. Каким будет ее пятидесятилетний юбилей? Может быть, в гимназию придут другие люди, которые сделают её намного лучше. Есть такое латинское изречение: «Сделал что мог, пусть, кто сможет, сделают лучше». Дай Бог, чтобы после нас в гимназию пришли люди, которые сделают ее лучше. 

Я благодарен вам всем, дорогие мои люди, всем ребятам, всем учителям. Я рад встрече с вами. Одно сознание, что вы есть, независимо от того, рядом или нет, оно в какой-то мере поддерживает нас и меня в первую очередь. Дай бог вам здоровья, счастья и благополучия на долгие годы. 

Спасибо вам!

Ю.В.Завельский